Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том,
стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Надо сказать, что сегодня это
решение далеко не всегда продиктовано необходимостью. Многие семьи, которые
имеют возможность не водить своего ребенка в садик, у которых есть няни и
помощники по хозяйству, являются сторонниками дошкольного воспитания. В то же
время приверженцы «семейной педагогики» выдвигают множество аргументов не в
пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые
болезни ребенка и психологическая травма - следствие вероломного разрыва с
мамой.
Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех
нарушений в поведении малыша. «Плохие слова», обман, попытки воровства, агрессивное
поведение - все это считается следствием подражания дурному примеру других
детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в
домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения
тем, что сад - это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен
пройти. Ведь умение общаться с людьми - одно из главных условий того, что,
столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не
потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
Кроме того, детский сад, как организационная система, учит маленького человека
волевому поведению, умению соотносить свои желания с желаниями других детей и
требованиями взрослых. У ребенка формируется произвольное поведение и
саморегуляция, в уровне развития которых (а вовсе не в умении читать и считать)
залог успешности будущего первоклассника. Важно и то, что в детском саду,
вопреки мнению сторонников семейного воспитания, все вышеперечисленные качества
формируются и воспитываются не в процессе армейской муштры, а в игровой
деятельности. Игра для дошкольника - это не просто возрастная потребность, к
которой стоит относиться снисходительно. Это ведущий вид деятельности ребенка,
в ходе которого формируются важнейшие качества личности маленького человека.
Кроха учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен
детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей,
которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время
в кругу своих ровесников.
Что касается частых болезней, то некоторые дети, поступая в детский сад,
действительно начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что
организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет,
посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят,
как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность
существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда
период адаптации завершается.
Главное преимущество детского сада - это общение и приобретение первого
социального опыта. Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с
другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому. У
него формируется не только система представлений об окружающем его мире, но и о
самом себе: о своих истинных способностях и возможностях, которые могут оценить
не только мама и папа, но и другие люди и, прежде всего, сверстники.
С какого возраста?
Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения -
это трехлетний возраст.
В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и
проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В три года
ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Как правило,
до этого момента дети обращают мало внимания друг на друга и предпочитают
играть самостоятельно. Общения с родителями и другими членами семьи малышу
вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются и ребенок
начинает проявлять интерес к другим детям. Постепенно он переходит в
настоятельную потребность детской психики, неудовлетворение которой влечет за
собой затормаживание развития.
Исключительно важно уловить этот момент. Если интерес к общению со сверстниками
в нем еще не проснулся, если чадо очень сильно привязано к матери и не
испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, ему будет очень сложно
адаптироваться в детском саду.
Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях,
повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость - все
эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители
поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как показывают наблюдения,
дети, поступающие в дошкольное учреждение «по собственному желанию»,
адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем те, которые не испытывали
потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.
Сложно и долго адаптируются в детском саду дети,
которые:
- являются единственными в семье;
- находятся под чрезмерной опекой родителей или бабушек;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- имеют ярко выраженные дефекты (в более старшем возрасте).
Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет протекать
период адаптации в детском саду.
Определенные психологические проблемы, возникающие у маленького человека в
период адаптации к детскому учреждению, - явление вполне нормальное и
естественное. Более того, в определенной степени их возникновение
свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития
ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем адаптации в
детских учреждениях, как правило, полностью избегают только умственно
неполноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина
переживаний. И все же следует различать нормальные эмоциональные переживания и
невроз, который может развиться у ребенка, психика которого травмирована
стрессовой ситуацией.
Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных
ограничений. Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям. В
яслях этот период не должен превышать семи-десяти дней, в детском саду, для
детей в возрасте около трех лет, - две-три недели, в старшем дошкольном
возрасте - один месяц.
Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические
реакции - беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная
возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка), капризность,
раздражительность и упрямство.
Отдельная группа детей, которые плохо адаптируются к саду, представляет собой
малышей, чьи родители слишком сильно переживают в связи с необходимостью
отдавать их в дошкольное учреждение. Как быть? Во-первых, помнить, что проблемы
и переживания, связанные с выходом в сад, не исчезнут сами собой. Скорее всего,
с возрастом ребенка они только усугубятся. И столкнуться с ними малышу придется
не в садике, когда он мал, а коллектив детей, окружающих его, не имеет перед
ним преимуществ в умении общаться, а в первом классе. Тогда, помимо очень
сложной социальной адаптации к новому коллективу детей, большинство из которых,
как правило, детсадовские, ребенку будет нужно решать и образовательные задачи.
Во-вторых, переживающим и сочувствующим родителям следует неукоснительно
соблюдать несколько правил поступления ребенка в садик, изложенных ниже. Это
поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у крохи.
Правило № 1. Учитывайте возраст и
эмоциональную привязанность. Как правило, мальчики проявляют интерес к общению
со сверстниками в три года, девочки - несколько позже, в три с половиной. Это
наиболее благоприятный момент для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное
учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.
Правило № 2. Ребенок должен идти в
детский сад с желанием. Садик - это не тюрьма и не клетка, в которую помещают
кроху от безвыходности ситуации. Это - радость общения, радость творчества,
радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны
рассматривать детский сад и только на радость должны настраивать ребенка.
Правило № 3. Ваши собственные детские
воспоминания могут пробудить у ребенка желание (нежелание) посещать детский
сад. Прежде чем отдать малыша в садик, поговорите с ним об этом. Для того чтобы
сформировать у чада положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в
детстве его посещали. Постарайтесь сделать рассказ интересным - в этом случае
ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а станет с радостью ожидать
первого дня своей новой жизни. Если же ваш собственный опыт был неудачным - не
проецируйте его на вашего кроху.
Правило № 4. Подготовительный период
должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада.
Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до
первого посещения начните гулять с ним возле детского сада или, если есть такая
возможность, непосредственно на его детской площадке. На знакомой территории
кроха будет чувствовать себя более уверенно.
В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем
коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и
станет общаться в первые несколько дней - до тех пор, пока не найдет себе новых
друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, с которым бы
дружил ваш малыш, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это
поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.
Прежде, чем отвести чадо в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с
детьми. Первые несколько дней не оставляйте его там на полный день, даже если,
по мнению педагога, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу
нахождения в новом коллективе.
Правило № 5. Избавьте ребенка от
трудностей адаптации к новому режиму. Дети, не посещающие детский сад, живут по
своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то - поздно; в
разное время разные малыши ложатся спать, садятся за стол... В детском
коллективе - свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый
ребенок. Поэтому лучше приучить кроху заранее именно к такому режиму дня,
который он будет соблюдать в детском саду. Его вы легко сможете узнать у
воспитателя или заведующей.
Правило № 6. Приучайте ребенка к
самостоятельности. В детском саду ребенку, конечно, помогут есть, но не будут
уговаривать «скушать ложечку за маму, за папу» или включать мультфильмы. Совсем
маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок
должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности
прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке малышу будет
гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы...
Самостоятельному ребенку будет проще, чем неприспособленному к
самообслуживанию.
Правило № 7.Любя, не воспитывайте
эгоиста. Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не
спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной
исключительности. Малыш должен знать, что родители и близкие люди с радостью
выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что
они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда
просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе
сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.
Правило № 8. Предоставьте ребенку
возможность эмоциональной разрядки. В первые несколько дней малыш чувствует
себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к
нервному срыву, поэтому в период адаптации крохе просто необходимо «выпускать
пар» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не
ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему
нужно.
В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно
превышает допустимые сроки, имеет смысл посоветоваться с психологом.
«Не садовские дети»
Особенности привыкания ребенка к новой обстановке зависят от многих факторов:
от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной
атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации
испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом
засыпающие днем, имеющие плохой аппетит.
Тяжело привыкают к детскому саду единственные в семье и поздние дети, чрезмерно
опекаемые, малыши, у которых сильно развита эмоциональная связь с матерью,
привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, не
уверенные в себе, беззащитные, тревожные. В детском саду такие крохи чувствуют
себя несчастными, находятся в состоянии нервного стресса. Это состояние
ослабляет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть. В старшем
дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные
тики - заикание, грызение ногтей...
Влияет на то, как ребенок будет посещать сад, и тип темперамента. Замечено, что
быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот
флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не
успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на
прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем
не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.
Следует отметить, что многие дети так и не могут привыкнуть к детскому саду.
Тревожными сигналами для родителей, говорящими об эмоциональном неблагополучии
ребенка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит
расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать его, плач, капризы
по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. Но важно отметить и
то, что «виноват» в этом необязательно детский сад, а глубокие психологические
проблемы вашего малыша или особенности общения в вашей семье. И отодвинуть их
решение к школе - вовсе не значит их решить.