Суббота, 04.05.2024, 04:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы статей
Семья [2]
Разное [90]
интересные статьи и факты
Законы [2]
Истории [5]
от 0 до 18 мес. [2]
развитие детей от 0 до 18 месяцев
Развитие [4]
Воспитание [7]
Досуг [0]
Наш опрос
Как вам сайт?
Всего ответов: 30
Главная » 2009 » Январь » 18 » Мужские радости: совместные игры и увлечения
Мужские радости: совместные игры и увлечения
12:58

Мужские радости: совместные игры и увлечения

Игры с ребенком начинаются уже с самых первых месяцев его жизни. Сначала это различные пальчиковые игры - "Сорока-белобока", "Ладушки"; игры с погремушками и т.д. В таких играх обычно отец участия не принимает, оставляя эти забавы и развлечения маме. Но такая позиция абсолютно неверна. В этих немудреных, но крайне необходимых для развития ребенка играх идет сложная работа по установлению контактов между ребенком и окружающим миром. И отсутствие отца в этих играх приводит к тому, что ребенок начинает его воспринимать как нечто отдаленное, непонятное, чужое. Играя же и общаясь, отец и сын начинают строить свои взаимоотношения. Ребенок привыкает к тембру отцовского голоса, к его облику, действиям. Отец же со своей стороны научается понимать своего ребенка и его потребности, выражаемые при помощи мимики, лепета и т. д. Так в игре создается основа будущего взаимопонимания между отцом и ребенком. Мы пока не говорим о сыне или дочери, потому что в первые месяцы жизни ребенка игры и общение с ним нет необходимости дифференцировать по полу. Даже игрушки, покупаемые родителями для ребенка первого года жизни, не имеют какого-либо жесткого разделения по полу - они универсальны: погремушки, мячики, мягкие игрушки и др. в равной степени используются в играх как мальчиками, так и девочками.

Как играть с мальчиком? А вот на втором году жизни ребенка ситуация резко меняется. Выбор игрушек уже четко определяется полом ребенка. И хотя определенный универсализм игрушек еще присутствует - мягкие игрушки, пирамидки, кубики по-прежнему приобретаются как для мальчиков, так и для девочек, но в остальном игрушки, покупаемые сыну или дочери, начинают все в большей и большей степени различаться. Для мальчика таким рубежным приобретением является чаще всего игрушечный автомобиль, а для девочки - кукла. Вот так примерно с годовалого возраста появляются уже отдельные игры для девочек и мальчиков. И естественно, что здесь, в мальчишеских играх, отец принимает более активное участие.

Что же представляют собой эти игры? В них обязательно присутствует направленность на развитие определенных свойств и качеств, присущих мужчинам и наиболее востребованных в жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются мужчины. Поэтому совместные игры отца и сына имеют ряд довольно четко выявляемых особенностей. Прежде всего, в них обязательно присутствует активная двигательная составляющая. Совместные игры отца и сына - это чаще всего шумная возня и беготня. Прятки, жмурки, догонялки - вот типичные образцы таких игр. В них стимулируется физическое развитие, необходимое в становлении мужчины. Часто в таких играх есть элементы силового противоборства: различные виды борьбы, отработка приемов физического воздействия и противодействия и т. д. Так в игре отец дает сыну уроки психологической и физической подготовки к возможным вариантам выяснения отношений, с которыми мальчик может столкнуться в будущем.

Однако инициатива в организации игр такого рода исходит не только от отца. Сын тоже может затевать подобные развлечения. Нужно сказать, что популярность таких игр постепенно возрастает, начиная примерно с 4 - 5-летнего возраста, и достигает апогея к 7 - 8 годам. Это не случайно - именно на этот возрастной промежуток приходится процесс половой самоидентификации мальчика, активного самоутверждения в качестве представителя мужской половины человечества. Этим и объясняется потребность в силовых противоборствах с отцом, которые вносят существенный вклад в такое самоутверждение. Умения и навыки, приобретенные в играх с отцом, в дальнейшем переносятся в новое окружение, и процесс самоутверждения начинается заново в среде сверстников.

Еще одним признаком мужских игр является их четко выраженная соревновательная направленность. Уже с первых лет жизни мальчика в его играх с отцом присутствует элемент сравнения: кто сильнее, быстрее, точнее и т. д. Именно поэтому практически в любой игре есть определенные признаки, по которым определяется победа. Достижение победы - наиболее простой и эффективный способ выяснить, кто же из участников игры оказался наиболее сильным, ловким, умелым и т. д. Соревновательность игр отца и сына имеет немалое психологическое значение. Во-первых, ее можно расценить как неосознанное желание сына проверить себя, свои качества в ситуации соперничества с другим представителем мужского пола, в качестве которого выступает отец. Во-вторых, это стремление ощутить себя победителем, человеком, способным на значительные усилия для достижения цели. В-третьих, это опять же стимулирование физического и психического развития мальчика, катализатором которого как раз и служит соревнование, сравнение себя с другими. Все это вместе позволяет мальчику подготовиться к самостоятельной жизни внутри мужской субкультуры, ведь соперничество является одной из главных характеристик мужского общения.

Естественно, в соперничестве с отцом мальчик имеет довольно призрачные шансы на победу. Однако в игре отец должен помнить, что чувство победы необходимо для его сына. Это ни в коей мере не означает, что отец должен постоянно поддаваться сыну, наоборот, легкая победа, а уж тем более раскрытие явной уступки со стороны отца могут привести к разочарованию и обиде. И чем старше сын, тем более обидными будут для него эти поддавки. Но в то же время иногда отцу стоит уступить сыну. Это не должна быть явная, наигранная уступка - для полного ощущения победы уступка должна происходить после упорной борьбы. И сколь радостным будет для сына сознание того, что он смог одержать победу над сильным и ловким соперником! С психологической точки зрения это чувство победы является очень важным для становления мужчины, формирования его самооценки.

Взрослые игры. По мере взросления сына его игры с отцом постепенно утрачивают свою детскость и приближаются к тем играм, в которые играют взрослые. В общении отца и сына все большее место занимают спортивные (футбол, волейбол) и интеллектуально-логические (карточные игры, домино и т.д.) игры. Эти принятые в мужской среде игры замещают те, в которые играли отец и его маленький сын. Борьба (вернее, именно силовое противоборство с отцом), игры в машинки и солдатики утрачивают свою привлекательность для взрослеющего сына, становятся для него символами детства, неприемлемыми для уже "взрослого" мальчика, каким он себя считает. Однако желание играть не исчезает. И те задачи, которые решались в детских играх, на следующем возрастном этапе, начиная с 9- 10 лет, реализуются уже при помощи других игр, традиционно принятых в мужском сообществе. Помимо уже упомянутых функций игры, связанных с развитием мужских качеств, в этих играх присутствует еще один важный элемент - они служат инструментом введения мальчика в мир мужских отношений, в мир мужской субкультуры.

Таким образом, в предподростковом и подростковом возрасте игры отца и сына будут иметь уже четко ориентированную социальную направленность, приобщая мальчика к мужским видам развлечений. И вероятно, начало и середина подросткового возраста, т. е. 10- 12 лет, будут являться последним возрастным периодом, когда в общении отца и сына еще присутствуют совместные игры. После этого и сами игры постепенно становятся нечастым видом времяпровождения (за исключением, быть может, компьютерных игр), и в качестве партнеров для игр выбираются преимущественно сверстники. Можно сказать, что к этому возрасту совместные игры отца и сына выполнили свою задачу. Мальчик уже имеет опыт соперничества и взаимодействия в игре, он знает правила поведения в таких "мужских" играх и т. д. Поэтому "мавр сделал свое дело, мавр может уйти" - в подростковом возрасте игры отца и сына действительно утрачивают свой смысл и значение в качестве подготовки к самостоятельной жизни мальчика, потому что эта самостоятельная жизнь и общение в мужской среде уже начались.

Мужские увлечения. Игры отца и сына в подростковом возрасте исчезают, однако это не значит, что совместное времяпровождение и развлечения отца и сына на этом прекращаются. Остается еще обширная сфера общения отца и сына, связанная с общими делами и увлечениями. Развитие этой сферы идет параллельно с развитием совместных игр. Их задачи полностью совпадают - это подготовка к самостоятельной жизни и приобщение к мужской субкультуре. Вряд ли отец будет учить своего сына вышиванию или станет инициатором совместного похода по магазинам одежды - эти варианты развлечений не относятся к традиционной сфере мужских интересов. А вот обучение ремонту техники, вождению авто- и мототранспорта или, например, посещение футбольного соревнования - эти увлечения считаются мужскими.

Мир мужских увлечений и развлечений весьма разнообразен, даже простое их перечисление занимает достаточно много места - это и ремонт и конструирование каких-либо технических устройств, и активные занятия спортом, и мужские хобби: охота, рыбалка, "боление" за спортивные команды, различные виды моделирования и т. д. Вводя сына в мир этих увлечений, отец тем самым способствует его самоопределению в качестве мужчины, определяет формирование его кругозора по мужскому типу. Так решается задача адаптации сына к мужской среде. Ведь именно эти увлечения, скорее всего, станут предметом обсуждения среди сверстников-мальчишек. Обладание знаниями и навыками в традиционно мужских сферах деятельности в значительной степени повышает авторитет мальчика, его социальный статус в среде сверстников. Вот так, через приобщение сына к ценностям мужской субкультуры, отец влияет на его восприятие сверстниками и взрослыми мужчинами.

Отношение мальчика к мужским увлечениям для его окружения играет роль индикатора "свой/чужой". Если мальчик увлекается мужскими видами деятельности и преуспел в этом, то, с точки зрения мужского сообщества, он вполне может быть признан "своим"; если же его интересы и увлечения отличаются от традиционно принятых в мужской среде, то представители мужского сообщества отнесутся к нему с подозрением. Отцу же обществом вменяется в обязанность познакомить сына с миром мужских увлечений для облегчения его последующей адаптации в мужском сообществе. Однако есть и еще одна, может быть, не столь заметная, но от этого не менее важная функция совместных увлечений отца и сына. В совместных увлечениях укрепляются межличностные связи между сыном и отцом. Известно, что общая деятельность сближает. И увлечения, в которых принимают участие и отец, и сын, играют ту же роль. Время, проведенное за любимыми занятиями, создает благоприятную атмосферу для налаживания контактов, располагает к общению. Тем самым совместные увлечения укрепляют доверие и взаимопонимание между отцом и сыном и создают у них чувство общности и сопричастности к успехам друг друга.

Категория: Развитие | Просмотров: 790 | Добавил: father | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

© 2024